Аристотель — цитаты и афоризмы (460 цитат)

Аристотель считался влиятельным мудрецом Древней Греции, был наставником Македонского. Он оставил много трудов по разным научным направлениям. Аристотель смог обосновать и донести до человечества смысл жизни. В настоящем времени до сих цитируют его мудрые и научные высказывания. В данной подборке представлены цитаты и афоризмы Аристотеля.

Друг всем-ничей друг.

Друг всем — ничей друг.


Платон мне друг, но истина дороже.

Платон мне друг, но истина дороже.


Не способный к раскаянию неисцелим.

Не способный к раскаянию неисцелим.


Не было ещё ни одного великого ума без примеси безумства.

Не было ещё ни одного великого ума без примеси безумства.


Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.


Два года человек учится говорить, а потом всю оставшуюся жизнь – молчать.

Два года человек учится говорить, а потом всю оставшуюся жизнь – молчать.


Кто двигается вперёд в знании, но отстает в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд.


Щедрый человек — это тот, кто дает подходящему человеку подходящую вещь в подходящее время.

Щедрый человек — это тот, кто дает подходящему человеку подходящую вещь в подходящее время.


Только музыка имеет силу формировать характер... При помощи музыки можно научить себя развивать правильные чувства.

Только музыка имеет силу формировать характер… При помощи музыки можно научить себя развивать правильные чувства.


Одни копят, словно должны жить вечно, другие тратят, словно тотчас умрут.

Одни копят, словно должны жить вечно, другие тратят, словно тотчас умрут.


Любить – значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо.


На вопрос, как ученикам преуспеть, он ответил: «Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади». Воспитание называл он лучшим припасом к старости.


Необходимостью в смысле насилия называют действие или претерпевание, когда из-за принуждающего невозможно поступать по собственному желанию, полагая, что необходимость и есть то, из-за чего нельзя поступить иначе.


Негодование — это скорбь о том, что блага принадлежат недостойному.


Тверже тот, кто побеждает желания, а не воинов.


Женщины, предающиеся пьянству, рожают детей, похожих в этом отношении на своих матерей.


Государство есть совокупность граждан.


Люди честолюбивые более завистливы, чем люди без честолюбия.


Счастье, по-видимому, заключается в досуге.


Мужество — добродетель, в силу которой люди в трудностях совершают прекрасные дела.


Все льстецы — прихвостни.


Искусство завершает то, что не в состоянии завершить природа. Художник даёт нам возможность познать неосуществленные цели природы.


Воспитание — в счастье украшение, а в несчастье прибежище.


Образование есть украшение в счастье и убежище в несчастье.


Нравственная добродетель сказывается в удовольствиях и страданиях: ибо если дурно мы поступаем ради удовольствия, то и от прекрасных поступков уклоняемся из-за страданий.


Нравственная добродетель сказывается в удовольствиях и страданиях: ибо если дурно мы поступаем ради удовольствия, то и от прекрасных поступков уклоняемся из-за страданий.


Злые поступки совершаются по доброй воле.


Бедность порождает бунт и преступление.


Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: правильного установления конечных целей и отыскания соответствующих средств, ведущих к конечной цели.


Благодарность быстро стареет.


Более подходит нравственно хорошему человеку выказать свою честность.


Быть смелым — значит считать далеким все страшное и близким все, внушающее смелость.


В бедности и других жизненных несчастьях настоящие друзья — это надежное прибежище.


В большом теле заключена красота, а маленькие могут быть изящными и пропорционально сложенными, но не прекрасными.


Душа же есть суть бытия и форма такого естественного тела, которое в себе самом имеет начало движения и покоя. Если бы глаз был живым существом, то душой его было бы зрение.


Остроумен тот, кто шутит со вкусом.


Желающий добиться успеха должен задавать правильные предварительные вопросы.


Жизнь требует движения.


На что ты рассчитываешь, то и обретёшь.


Великодушного человека отличает то, что он не ищет выгоды для себя, но с готовностью делает добро другим.


Чтобы разбудить совесть негодяя, надо дать ему пощечину.


Скажи мне так, чтоб я тебя увидел.


Привычка — вторая натура.


Покупающие власть за деньги привыкают извлекать из неё прибыль.


Больше должны ценить тех, кто растят и хорошо воспитывают детей, чем тех, кто их рожает.


Есть только один способ избежать критики — ничего не делать, ничего не говорить и быть никем.


Дружба — самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага.


Любовь — это теорема, которую необходимо каждый день доказывать.


Друг – это одна душа, живущая в двух телах.


Лучше то, что труднее.


Когда хорошее портится, оно становится особенно плохим.


Счастье — это довольство собою.


Мы лишаемся досуга, чтобы иметь досуг, и войну ведём, чтобы жить в мире.


Остроумие — это дерзость, получившая образование.


Необходимым называется то, без содействия чего невозможно жить (например, дыхание и пища необходимы для животного: ведь существовать без них оно не может).


Тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, — либо недоразвитое в нравственном плане существо, либо сверхчеловек.


Хорошо рассуждать о добродетели — не значит еще быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях — не значит еще быть справедливым на деле.


Ложь и истина не находятся в вещах, а в мыслях. Связь и разделение находятся в мысли, но не в вещах.


Откуда взялось бы что-нибудь, если бы в самой действительности не было причины?


Свободный человек — тот, который существует ради себя, а не ради другого.


Излишество в удовольствиях — это распущенность, и она заслуживает осуждения.


Бедность — источник возмущений и преступлений.


Стыдно не уметь защищать себя рукою, но еще более стыдно не уметь защищать себя словом.


Счастье — на стороне того, кто доволен.


Опьянение — добровольное сумасшествие.


Те, которые чем-либо владеют и пользуются сообща, ссорятся друг с другом гораздо больше тех, которые имеют частную собственность.


Человек, достигший совершенства, выше всех животных; но зато он ниже всех, если он живёт без законов и без справедливости. Действительно, нет ничего чудовищнее вооружённой несправедливости.


Не имеет смысла судить об истине на том основании, что окружающие нас вещи явно изменяются и никогда не остаются в одном и том же состоянии.


Противолежащие друг другу высказывания об одном и том же не могут быть истинны в одно и то же время.


Невозможно, чтобы высказывания были все ложными или все истинными потому, что если все высказывания ложны, то не говорит правду и тот, кто это утверждает, а если все истинны, то и утверждение, что все высказывания ложны, также не будет ложным.


Целым называется то, у чего не отсутствует ни одна из тех частей, состоя из которых, оно именуется целым от природы.


В деле воспитания развитие навыков должно предшествовать развитию ума.


В поэтическом произведении предпочтительнее вероятное невозможное, чем невероятное, хотя и возможное.


В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.


Везение — это удачи, к которым непричастен испытующий разум.


Великодушного человека отличает то, что он не ищет выгоды для себя, но с готовностью делает добро другим.


Воспитание — в счастье украшение, а в несчастье прибежище.


Воспитание — лучший припас к старости.


Воспитание нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении.


Все знают, что смерть неизбежна, но так как она не близка, то никто о ней не думает.


Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное бездействие.


Надежда — это сон наяву.


Каждый может разозлиться — это легко; но разозлиться на того, на кого нужно, и настолько, насколько нужно, и тогда, когда нужно, и по той причине, по которой нужно, и так, как нужно, — это дано не каждому.


Самому любить лучше, чем быть любимым: любить – это некое действие, доставляющее наслаждение, и благо, а быть любимым не вызывает в предмете любви никакой деятельности. Тем не менее, люди из честолюбия предпочитают быть любимцами, а не сами любить, поскольку быть любимцем связано с каким-то превосходством.


Почему отец любит сына сильнее, чем сын отца? Потому что сын — его создание. Все бывают благосклонны к тому, что они сами создали.


Остроумие — это дерзость, получившая образование.


Мышление — верх блаженства и радость жизни, доблестнейшее занятие человека.


Мудрец не стремится к удовольствию, он стремится к отсутствию страданий.


Лучший результат, который может выбрать для себя человек, — добиваться самого высокого результата, на который способен.


Остроумие есть отшлифованное высокомерие.


Мы лишаемся досуга, чтобы иметь досуг, и войну ведём, чтобы жить в мире.


Для кого даже честь — пустяк, для того и всё прочее ничтожно…


Корни образования горькие, но плоды сладкие.


Наслаждение общением — главный признак дружбы.


Уничтожение одного есть рождение другого.


Когда ему сказали, что кто-то бранит его заочно, он сказал: «Заочно пусть он хоть бьёт меня».


Насилие и принуждение — то, что мешает и препятствует в чем-либо вопреки желанию и собственному решению.


Все люди от природы стремятся к знанию.


Имеющие опыт преуспевают больше, нежели те, кто обладает отвлеченным знанием, но не имеет опыта.


Врачующий лечит не человека вообще, а конкретного человека. Поэтому если он обладает отвлеченным знанием, а опыта не имеет и познает общее, но содержащего в нем единичного не знает, то он часто ошибается в лечении, ибо лечить приходится единичное.


Люди ведь преследуют свое собственное благо и уверены, что это и надо делать. Исходя из такого убеждения и пришли к выводу, что эти, занятые своим благом люди, рассудительные, хотя собственное благо, вероятно, не может существовать независимо от хозяйства и устройства государства.


Рассудительность проявляется в частных случаях, с которыми знакомятся на опыте, а молодой человек не бывает опытен, ибо опытность дается за долгий срок.


Совершенно невозможно действовать в общественной жизни, не будучи человеком определенных этических правил.


Назначение человека выполняется благодаря рассудительности и нравственной добродетели: ведь добродетель делает правильной цель, а рассудительность — средства для ее достижения.


Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства. Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели.


Природа дала человеку в руки оружие — умственную и нравственную силу, а ими вполне можно пользоваться в обратную сторону. Поэтому человек, лишенный добродетели, оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых позывах.


Дела добродетели невозможно делать, не страдая или не наслаждаясь при этом.


Справедливость не есть часть добродетели, а вся добродетель, и противоположность ее — несправедливость — не часть порочности, а порочность вообще.


Совесть — это правильный суд доброго человека.


Того, кто опасается обладать каким-либо благом, нельзя считать нравственно прекрасным. Хорош и прекрасен тот, для кого все хорошее хорошо, и его не портят такие вещи, как, например, богатство, власть.


Жизнь — благо по природе.


Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится ее, тот мужествен, и в этом мужество.


Благоразумие должно быть чем-то средним между распущенностью и бесчувствием.


Гражданином в общем смысле является тот, кто причастен и к властвованию и к подчинению.


При каждом виде государственного устройства сущность гражданина меняется.


Все кто размышлял об искусстве управления людьми, убеждены, что судьбы империй зависят от воспитания молодежи.


Все льстецы — прихвостни.


Все мы испытываем блаженство вдвойне, когда можем разделить его с друзьями.


Да будет все к лучшему; но ежели что-нибудь случится, то Аристотель распорядился так.


Для кого даже честь — пустяк, для того и все прочее ничтожно.


Для того чтобы совершать благородные поступки, необязательно царить над сушей и морями.


Добро для человека — это активное использование способностей его души в соответствии с высоким достоинством или добродетелью.


Достоинство стиля заключается в ясности.


Дружба — самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага.


Дружба довольствуется возможным, не требуя должного.


Дружба — это одна душа, живущая в двух телах.


Жизнь требует движений.


Жить — значит делать вещи, а не приобретать их.


Из всех живых существ только человеку свойственен смех.


Из двух зол выбирай меньшее.


Именно смешные повадки людей делают жизнь приятной и связывают общество воедино.


Счастье — это довольство собою.


Люди необразованные в глазах толпы кажутся более убедительными, чем образованные.


Познание начинается с удивления.


Нам следует обращаться со своими друзьями так же, как мы хотели бы, чтобы друзья обращались с нами.


Природа желания — неудовлетворённость, и большинство людей живёт, испытывая лишь это чувство.


Для счастья нужен ещё и случай.


Счастье есть смысл и назначение жизни, единственная цель человеческого существования.


Непродуманная жизнь ничего не стоит.


О, друзья мои! Нет на свете друзей!


Дружба довольствуется возможным, не требуя должного.


Музыка облагораживает нравы.


Достоинство стиля заключается в ясности.


Властвует над страстями не тот, кто совсем воздерживается от них, но тот, кто пользуется ими так, как управляют кораблем или конем, то есть направляет их туда, куда нужно и полезно.


Для того, чтобы совершать благородные поступки, необязательно царить над сушей и морями.


Хорошо рассуждать о добродетели — не значит еще быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях — не значит еще быть справедливым на деле.


Пословица — сохранившийся обломок древней философии.


Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над своим собственным государством.


Воспитание — лучший припас к старости.


Благодаря одному только знанию того, что добродетельно и прекрасно, мы ничуть не способнее к осуществлению того же и в поступках.


Хвалу и осуждение получают в зависимост от того, по принуждению или нет совершен поступок.


Никогда душа не мыслит без образа.


Толерантность и апатия, эти две последних добродетели умирающего общества.


Скромность — середина между бесстыдством и стеснительностью.


Мужчина в сравнении с женщиной лучше её по своей природе, а женщина хуже его, потому он властвует над ней, а она подчиняется.


Человек с чувством юмора — это и тот, кто умеет отпустить меткую шутку, и тот, кто переносит насмешки.


Бог выше всякой добродетели, и не добродетелью определяется его достоинство, потому что в таком случае добродетель будет выше Бога.


Более мудр во всякой науке тот, кто более точен и более способен научить выявлению причин.


Камень, который по природе падает вниз, не приучишь подниматься вверх, приучай его, подбрасывая вверх хоть тысячу раз.


Бездетные скорее разводятся: дети — это общее обоим благо, а общее благо объединяет.


Из ложных посылок можно вывести истинное заключение.


В чем разница: правят ли женщины, или должностные лица управляются женщинами? Результат получается один и тот же.


Во время морского путешествия смело смотрят на предстоящие опасности люди, незнакомые с бурями, и люди, по своей опытности знающие средства к спасению.


Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми.


Преступление нуждается лишь в предлоге.


Ясность — главное достоинство речи.


Память — писарь нашей души.


Властвует над страстями не тот, кто совсем воздерживается от них, но тот, кто пользуется ими так, как управляют кораблем или конем, то есть направляет их туда, куда нужно и полезно.


Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное бездействие.


Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: правильного установления конечных целей и отыскания соответствующих средств, ведущих к конечной цели.


Дружба довольствуется возможным, не требуя должного.


Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над своим собственным государством.


Как конь рожден для бега, бык для пахоты, а собака для поисков, так и человек рожден для двух вещей — для умопостижения и действия, как некий смертный бог.


Когда мы воспринимаем ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение.


Комедия имеет намерение отображать людей худших, а трагедия — лучших, чем существующие.


Корень учения горек, а плоды его сладки.


Кто по природе принадлежит не самому себе, а другому, и при этом все-таки человек, тот раб.


Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед.


Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится ее, тот мужествен, и в этом мужество


В бедности и других жизненных несчастьях настоящие друзья — это надежное прибежище.


Целое больше суммы его частей.


Обратить к нравственному совершенству большинство рассуждения не способны, потому что большинству людей по природе свойственно подчиняться не чувству стыда, а страху, и воздерживаться от дурного не потому, что это позорно, но опасаясь мести.


Аристотеля попрекали, что он подавал милостыню человеку дурного нрава; он ответил: «Я подаю не нраву, а человеку».


Злые поступки совершаются по доброй воле.


Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: правильного установления конечных целей и отыскания соответствующих средств, ведущих к конечной цели.


Эгоизм заключается не в любви самого себя, а в большей, чем должно, степени этой любви.


Добро для человека — это активное использование способностей его души в соответствии с высоким достоинством или добродетелью.


Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души.


Начало есть более чем половина всего.


Свободный человек — тот, который существует ради себя, а не ради другого.


Более подходит нравственно хорошему человеку выказать свою честность.


Комедия имеет намерение отображать людей худших, а трагедия — лучших, чем существующие.


Дружба — золотая середина между стремлением нравиться и хамством.


Шутить надо для того, чтобы совершать серьёзные дела.


То, что в нашей власти сделать, также в нашей власти не делать.


Нравственная добродетель сказывается в удовольствиях и страданиях: ибо если дурно мы поступаем ради удовольствия, то и от прекрасных поступков уклоняемся из-за страданий.


В бедности и других жизненных несчастьях настоящие друзья — это надежное прибежище.


Для того, чтобы совершать благородные поступки, необязательно царить над сушей и морями.


Добро для человека — это активное использование способностей его души в соответствии с высоким достоинством или добродетелью.


Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души.


Нам следует обращаться со своими друзьями так же, как мы хотели бы, чтобы друзья обращались с нами.


Наслаждение общением — главный признак дружбы.


Шутка есть ослабление напряжения, ибо она есть отдых.


В поэтическом произведении предпочтительнее вероятное невозможное, чем невероятное, хотя и возможное.


Умеющие перенести шутку и прилично пошутить (…) доставляют одинаковое удовольствие своему ближнему.


Вопреки мнению некоторых, не разум — начало и руководитель добродетели, а, скорее, движения чувств.


Узнать самого себя — это и самое трудное, (…) и самое радостное, (…) но самих себя своими силами мы не можем видеть (…); при желании видеть своё лицо мы смотримся в зеркало (…), при желании познать самих себя мы можем познать себя, глядя на друга. Ведь друг, как мы говорим, это «второе я». (…) Знать себя невозможно без помощи друга.


Большинство — друзья подхалимов, так как подхалим — это друг, над которым обладают превосходством, или человек, который прикидывается, что он таков.


Два года человек учится говорить, а потом всю оставшуюся жизнь – молчать.


Мудрость — это самая точная из наук. Ошибаться можно различно, верно поступать можно лишь одним путём, поэтому-то первое легко, а второе трудно; легко промахнуться, трудно попасть в цель.


Комедия имеет намерение отображать людей худших, а трагедия — лучших, чем существующие.


Непродуманная жизнь ничего не стоит.


Грамотность не может служить мерилом образованности.


Когда хорошее портится, оно становится особенно плохим.


Лучше сражаться среди немногих хороших людей против множества дурных, чем среди множества дурных против немногих хороших.


Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз более.


Любить — значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо.


Люди честолюбивые более завистливы, чем люди без честолюбия.


Матери больше любят своих детей, потому что они больше уверены, что это их детёныши.


Мудрость — это самая точная из наук.


Мужественным называется тот, кто безбоязненно идет навстречу прекрасной смерти.


Мужество — добродетель, в силу которой люди в опасностях совершают прекрасные дела.


Для того чтобы испытывать страх, человек должен испытывать некоторую надежду на спасение того, за что он тревожится; доказательством этому служит то, что страх заставляет людей размышлять, между тем как о безнадежном никто не размышляет.


Грамотность не может служить мерилом образованности.


Мы являемся тем, что постоянно делаем. Совершенство, следовательно, не действие, а привычка.


Серьёзное разрушается смехом, смех — серьёзным.


Про Александра:
— Негоже царю присутствовать, отсутствуя.


Свойство тирана — отталкивать всех, сердце которых гордо и свободно.


Толерантность и апатия, эти две последних добродетели умирающего общества.


Камень, который по природе падает вниз, не приучишь подниматься вверх, приучай его, подбрасывая вверх хоть тысячу раз.


Страх определяют как боль от ожидание зла.


Стыдно не уметь защищать себя рукою, но еще более стыдно не уметь защищать себя словом.


Человек — политическое (общественное) животное.


Воспитание нуждается в трёх вещах: в даровании, науке, упражнении.


Воспитание — в счастье украшение, а в несчастье прибежище.


Из справедливости выходят все добродетели.


Природа желания — неудовлетворённость, и большинство людей живёт, испытывая лишь это чувство.


Для счастья нужен ещё и случай.


Целое больше суммы его частей.


Лучше то, что труднее.


По большей части будущее подобно прошедшему.


Аристотеля попрекали, что он подавал милостыню человеку дурного нрава; он ответил: «Я подаю не нраву, а человеку».


Когда ему сказали, что кто-то бранит его заочно, он сказал: «Заочно пусть он хоть бьёт меня».


Корни образования горькие, но плоды сладкие.


В чём смысл жизни? Служить другим и делать добро.


Шутить надо для того, чтобы совершать серьёзные дела.


Не следует страшиться ни бедности, ни болезней, ни вообще того, что бывает не от порочности и не зависит от самого человека.


Каждый может разозлиться — это легко; но разозлиться на того, на кого нужно, и настолько, насколько нужно, и тогда, когда нужно, и по той причине, по которой нужно, и так, как нужно, — это дано не каждому.


Больше должны ценить тех, кто растят и хорошо воспитывают детей, чем тех, кто их рожает.


Часто повторяемое действие становится природным свойством.


Делать добро ближнему – это просвещенный эгоизм.


Тело находится в лучшей форме между 30 и 35 годами.


Мужество — это мужество перед страхом, так что, когда страх умерен, мужество увеличивается.


Мужество обнаруживается в страхах и дерзаниях, соразмерных человеку.


Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души.


…Мужчина в сравнении с женщиной лучше её по самой природе, а женщина хуже его, потому он властвует над ней, а она подчиняется ему.


Мы восхваляем того, кто любит своих друзей.


Мы лишаемся досуга, чтобы иметь досуг, и войну ведем, чтобы жить в мире.


На вопрос, как ученикам преуспеть, Аристотель ответил: «Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади».


Надежда — это сон наяву.


Нам следует обращаться со своими друзьями так же, как мы хотели бы, чтобы друзья обращались с нами.


Наслаждение общением — главный признак дружбы.


Начало есть более чем половина всего.


Ясность — главное достоинство речи.


Конечной целью войны служит мир, работы — досуг.


Тот, кто не научился подчиняться, не может быть хорошим лидером.


Пустота возможна лишь как понятие в сознании человека: природа не терпит пустоты.


По большей части будущее подобно прошедшему.


Искусство завершает то, что не в состоянии завершить природа. Художник даёт нам возможность познать неосуществленные цели природы.


Как же сознание прикрепляется к телу?


Человек с чувством юмора — это и тот, кто умеет отпустить меткую шутку, и тот, кто переносит насмешки.


Образованный ум умеет рассматривать мысль, не соглашаясь с ней.


Вопреки мнению некоторых, не разум — начало и руководитель добродетели, а, скорее, движения чувств.


Мужество — добродетель, в силу которой люди в трудностях совершают прекрасные дела.


Никогда душа не мыслит без образа.


Излишество в удовольствиях — это распущенность, и она заслуживает осуждения.


Мудрость — это самая точная из наук.
Ошибаться можно различно, верно поступать можно лишь одним путём, поэтому-то первое легко, а второе трудно; легко промахнуться, трудно попасть в цель.


Узнать самого себя — это и самое трудное, (…) и самое радостное, (…) но самих себя своими силами мы не можем видеть (…); при желании видеть своё лицо мы смотримся в зеркало (…), при желании познать самих себя мы можем познать себя, глядя на друга. Ведь друг, как мы говорим, это «второе я». (…) Знать себя невозможно без помощи друга.


Счастье, по-видимому, заключается в досуге.


Не было ещё ни одного великого ума без примеси безумства.


Кто двигается вперёд в знании, но отстает в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд.


Мудрец не стремится к удовольствию, он стремится к отсутствию страданий.


Для кого даже честь — пустяк, для того и всё прочее ничтожно…


Пословица — сохранившийся обломок древней философии.


Щедрый человек — это тот, кто дает подходящему человеку подходящую вещь в подходящее время.


Великодушного человека отличает то, что он не ищет выгоды для себя, но с готовностью делает добро другим.


Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.


Свойство добродетели состоит, скорее, в том, чтобы делать добро, а не принимать его, и в том, чтобы совершать прекрасные поступки, более, чем в том, чтобы не совершать постыдных.


На вопрос, как ученикам преуспеть, он ответил: «Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади». Воспитание называл он лучшим припасом к старости.


Не способный к раскаянию неисцелим.


Люди необразованные в глазах толпы кажутся более убедительными, чем образованные.


Познание начинается с удивления.


На что ты рассчитываешь, то и обретёшь.


Дружба — самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага.


Остроумен тот, кто шутит со вкусом.


Жизнь требует движения.


Только музыка имеет силу формировать характер… При помощи музыки можно научить себя развивать правильные чувства.


Привычка — вторая натура.


Самому любить лучше, чем быть любимым: любить – это некое действие, доставляющее наслаждение, и благо, а быть любимым не вызывает в предмете любви никакой деятельности. Тем не менее, люди из честолюбия предпочитают быть любимцами, а не сами любить, поскольку быть любимцем связано с каким-то превосходством.


Наш характер есть результат нашего поведения.


Не было еще ни одного великого ума без примеси безумия.


Не любит тот, кто не любит всегда.


Не хорошо многовластье: один да будет властитель.


Никто лучше мужественного не перенесет страшное.


Никто не согласился бы жить без друзей, даже если бы ему предложили взамен все прочие блага.


Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие.


Нравственная добродетель сказывается в удовольствиях и страданиях: ибо если дурно мы поступаем ради удовольствия, то и от прекрасных поступков * * уклоняемся из-за страданий.


Нравственные качества обнаруживаются в связи с намерением.


Нравственный человек многое делает ради своих друзей и ради отечества, даже если бы ему при этом пришлось потерять жизнь.


О, друзья мои! Нет на свете друзей!


Опьянение — добровольное сумасшествие.


Ложь и истина не находятся в вещах, а в мыслях. Связь и разделение находятся в мысли, но не в вещах.


Бедность — источник возмущений и преступлений.


Счастье — на стороне того, кто доволен.


Человек, достигший совершенства, выше всех животных; но зато он ниже всех, если он живёт без законов и без справедливости. Действительно, нет ничего чудовищнее вооружённой несправедливости.


Совесть — это правильный суд доброго человека.


Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится ее, тот мужествен, и в этом мужество.


Все люди от природы стремятся к знанию.


Имеющие опыт преуспевают больше, нежели те, кто обладает отвлеченным знанием, но не имеет опыта.


Природа не терпит пустоты.


Мудрец не свободен от страстей, а умерен в страстях


Там, где отсутствует власть закона, там нет места и какой-либо форме государственного строя.


В самые темные моменты нашей жизни вы должны стараться видеть свет.


Человек вне общества — или бог, или зверь.


Свойство добродетели состоит, скорее, в том, чтобы делать добро, а не принимать его, и в том, чтобы совершать прекрасные поступки, более, чем в том, чтобы не совершать постыдных.


Опьянение — добровольное сумасшествие.


В чём смысл жизни? Служить другим и делать добро.


Память — писарь нашей души.


Обратить к нравственному совершенству большинство рассуждения не способны, потому что большинству людей по природе свойственно подчиняться не чувству стыда, а страху, и воздерживаться от дурного не потому, что это позорно, но опасаясь мести.


Покупающие власть за деньги привыкают извлекать из неё прибыль.


Для того чтобы испытывать страх, человек должен испытывать некоторую надежду на спасение того, за что он тревожится; доказательством этому служит то, что страх заставляет людей размышлять, между тем как о безнадежном никто не размышляет.


Любить – значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо.


Чтобы разбудить совесть негодяя, надо дать ему пощечину.


Желающий добиться успеха должен задавать правильные предварительные вопросы.


Лучший результат, который может выбрать для себя человек, — добиваться самого высокого результата, на который способен.


Остроумие есть отшлифованное высокомерие.


Красота – это подарок бога.


Благодарность стареет быстро.


Из справедливости выходят все добродетели.


Свойство тирана — отталкивать всех, сердце которых гордо и свободно.


Почему отец любит сына сильнее, чем сын отца? Потому что сын — его создание. Все бывают благосклонны к тому, что они сами создали.


Скажи мне так, чтоб я тебя увидел.


Музыка облагораживает нравы.


У кого есть друзья, у того нет друга.


Платон мне друг, но истина дороже.


Остроумен тот, кто шутит со вкусом.


Охотиться должно как на диких животных, так и на тех людей, которые, будучи от природы предназначенными к подчинению, не желают подчиняться; такая война по природе своей справедлива.


Познание начинается с удивления.


Политика — наилучшая [величайшая, важнейшая] из наук.


Преступление нуждается лишь в предлоге.


При каждом виде государственного устройства сущность гражданина меняется.


Привычка находить во всем только смешную сторону есть самый верный признак мелкой души, ибо смешное лежит всегда на поверхности.


Принципы поступков — это то, ради чего они совершаются.


Пусть будет страх — некоторого рода неприятное ощущение или смущение, возникающее из представления о предстоящем зле, которое может погубить нас или причинит нам неприятность.


Пусть мне дороги друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине.


Рассудительный стремится к отсутствию страданий, а не к наслаждению.


Риторика – это способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета


Разум — это одна из способностей человека.


Свойство добродетели состоит, скорее, в том, чтобы делать добро, а не принимать его, и в том, чтобы совершать прекрасные поступки, более, чем в том, чтобы не совершать постыдных.


Свойство тирана — отталкивать всех, сердце которых гордо и свободно.


Серьёзное разрушается смехом, смех — серьёзностью.


Скромность — середина между бесстыдством и стеснительностью.


Мужество обнаруживается в страхах и дерзаниях, соразмерных человеку.


Более мудр во всякой науке тот, кто более точен и более способен научить выявлению причин.


Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми.


Часто повторяемое действие становится природным свойством.


Рассудительность проявляется в частных случаях, с которыми знакомятся на опыте, а молодой человек не бывает опытен, ибо опытность дается за долгий срок.


Природа дала человеку в руки оружие — умственную и нравственную силу, а ими вполне можно пользоваться в обратную сторону. Поэтому человек, лишенный добродетели, оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых позывах.


Жизнь — благо по природе.


Благоразумие должно быть чем-то средним между распущенностью и бесчувствием.


Гражданином в общем смысле является тот, кто причастен и к властвованию и к подчинению.


Женщины, предающиеся пьянству, рожают детей, похожих в этом отношении на своих матерей.


Из ложных посылок можно вывести истинное заключение.


Во время морского путешествия смело смотрят на предстоящие опасности люди, незнакомые с бурями, и люди, по своей опытности знающие средства к спасению.


О, друзья мои! Нет на свете друзей!


Уничтожение одного есть рождение другого.


Как же сознание прикрепляется к телу?


Достоинство стиля заключается в ясности.


Дружба — золотая середина между стремлением нравиться и хамством.


Мышление — верх блаженства и радость жизни, доблестнейшее занятие человека.


То, что в нашей власти сделать, также в нашей власти не делать.


Страх определяют как ожидание зла.


Надежда — это сон наяву.


Счастье есть смысл и назначение жизни, единственная цель человеческого существования.


Более подходит нравственно хорошему человеку выказать свою честность.


Мужество обнаруживается в страхах и дерзаниях, соразмерных человеку.


Любовь — это теорема, которую необходимо каждый день доказывать.


Одни копят, словно должны жить вечно, другие тратят, словно тотчас умрут.


Эгоизм заключается не в любви самого себя, а в большей, чем должно, степени этой любви.


Наша суть отражается в наших действиях. Отсюда совершенство есть не действие, а привычка.


Друг – это одна душа, живущая в двух телах.


Усвоение лекций происходит в зависимости от склонностей каждого: какие у нас сложились привычки, такого изложения мы и требуем, и то, что говорится иначе, кажется не подходящим, а напротив, вследствие непривычности, более недоступным познанию и чужим; ибо то, что привычно, более понятно.


Всякая наука имеет своим предметом то, что существует вечно или в большинстве случаев.


Смелость есть надежда, причём спасение представляется близким, а всё страшное — далёким.


Человеческая порочность ненасытна: сначала людям достаточно двух оболов, а когда это станет привычным, им всегда будет нужно больше, и так до бесконечности. Дело в том, что вожделения людей по природе беспредельны, а в удовлетворении этих вожделений и проходит жизнь большинства людей.


Никто не станет добиваться должности, не будучи честолюбивым. Однако же и большая часть сознательных преступлений совершается людьми именно вследствие честолюбия и корыстолюбия.


Совершать проступок можно по-разному… между тем поступать правильно можно только одним единственным способом.


Совесть — это правильный суд доброго человека.


Справедливость не есть часть добродетели, а вся добродетель, и противоположность ее — несправедливость — не часть порочности, а порочность вообще.


Справедливость является величайшею из добродетелей, более удивительной и блестящей, чем вечерняя или утренняя звезда.


Страх — это боль возникающая в ожидание зла.


Счастье на стороне того, кто доволен.


Счастье — это довольство собою.


Счастье, по-видимому, заключается в досуге.


Талантливые врачи придают исключительную важность точному знанию анатомии человека.


Тела рабов сильны, так что они могут быть употребляемы на разные работы, необходимые в жизни, а тела свободных не согбенны и не способны на такие работы. Зато свободные люди годны для политической жизни.


У всякого человека в отдельности и у всех вместе есть, можно сказать, известная цель, стремясь к которой они одно избирают, другого избегают.


Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.


Шутка есть ослабление напряжения, ибо она есть отдых.


Ничто так не истощает и не разрушает человеческий организм, как физическое бездействие.


Противолежащие друг другу высказывания об одном и том же не могут быть истинны в одно и то же время.


Признак образованного ума — способность усвоить мысль, не принимая ее за истину.


Везение — это удачи, к которым непричастен испытующий разум.


Не следует страшиться ни бедности, ни болезней, ни вообще того, что бывает не от порочности и не зависит от самого человека.


Умеющие перенести шутку и прилично пошутить (…) доставляют одинаковое удовольствие своему ближнему.


Делать добро ближнему – это просвещенный эгоизм.


Красота – это подарок бога.


В поэтическом произведении предпочтительнее вероятное невозможное, чем невероятное, хотя и возможное.


Бог выше всякой добродетели, и не добродетелью определяется его достоинство, потому что в таком случае добродетель будет выше Бога.


Государство есть совокупность граждан.


Не имеет смысла судить об истине на том основании, что окружающие нас вещи явно изменяются и никогда не остаются в одном и том же состоянии.


Целым называется то, у чего не отсутствует ни одна из тех частей, состоя из которых, оно именуется целым от природы.


Совершенно невозможно действовать в общественной жизни, не будучи человеком определенных этических правил.


Назначение человека выполняется благодаря рассудительности и нравственной добродетели: ведь добродетель делает правильной цель, а рассудительность — средства для ее достижения.


Дела добродетели невозможно делать, не страдая или не наслаждаясь при этом.


Наилучший человек предпочитает наилучшее удовольствие и проистекающее из прекраснейших источников.


Искать повсюду лишь одной пользы всего менее приличествует людям высоких душевных качеств и свободнорожденным.


В деле воспитания развитие навыков должно предшествовать развитию ума и физическое воспитание должно предшествовать воспитанию умственному.


Душа же есть суть бытия и форма такого естественного тела, которое в себе самом имеет начало движения и покоя. Если бы глаз был живым существом, то душой его было бы зрение.


Прекрасное — то, что, будучи желательно само ради себя, заслуживает ещё похвалы, или что, будучи благом, приятно, потому что оно благо.


Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается.


Мы исследуем не то, кто прав, кто виноват, но что правильно и что неправильно.


С течением времени из ложно понятого блага неизбежно последует истинное зло, и государственный строй губит скорее алчность богатых, нежели простого народа.


Целое больше суммы своих частей.


Быть в некоторой зависимости от других и не иметь возможности делать все, что тебе заблагорассудится, – дело полезное: ведь предоставление каждому возможности поступать по его желанию не может оберегать против того дурного, что заложено в каждом человеке.


Тремя качествами должны обладать те, кто намерен занимать высшие должности: во-первых, сочувствовать существующему государственному строю; затем, иметь большие способности к выполнению обязанностей, сопряженных с должностью; в-третьих, отличаться добродетелью и справедливостью, соответствующими каждому виду государственного строя.


Блага, за которые бьются люди, достигаются скорее при помощи добродетели, чем порока, и в этом отношении они совершенно правы; но нехорошо то, что эти блага они ставят выше добродетели.


Счастье есть деятельность в духе добродетели и совершенное применение этой последней, причем не в условном, но в полном смысле; под условным я разумею необходимое, под полным – прекрасное само по себе.


Признак просвещенного ума — способность обдумывать мысль, не соглашаясь с ней.


Справедливость не есть часть добродетели, а вся добродетель, и противоположность ее — несправедливость — не часть порочности, а порочность вообще.


Того, кто опасается обладать каким-либо благом, нельзя считать нравственно прекрасным. Хорош и прекрасен тот, для кого все хорошее хорошо, и его не портят такие вещи, как, например, богатство, власть.


Тверже тот, кто побеждает желания, а не воинов.


Мужчина счастлив и удовлетворён, если ему больше нечего желать.


Необходимостью в смысле насилия называют действие или претерпевание, когда из-за принуждающего невозможно поступать по собственному желанию, полагая, что необходимость и есть то, из-за чего нельзя поступить иначе.


Люди честолюбивые более завистливы, чем люди без честолюбия.


Счастье достижимо через реализацию своих потенциальных возможностей.


Величайшие преступления совершаются из-за стремления к избытку, а не к предметам первой необходимости.


Нигде нет так мало единства и так много разногласий, как среди рабов.


Большинство — друзья подхалимов, так как подхалим — это друг, над которым обладают превосходством, или человек, который прикидывается, что он таков.


Бездетные скорее разводятся: дети — это общее обоим благо, а общее благо объединяет.


Врачующий лечит не человека вообще, а конкретного человека. Поэтому если он обладает отвлеченным знанием, а опыта не имеет и познает общее, но содержащего в нем единичного не знает, то он часто ошибается в лечении, ибо лечить приходится единичное.


Мужчина в сравнении с женщиной лучше её по своей природе, а женщина хуже его, потому он властвует над ней, а она подчиняется.


В чем разница: правят ли женщины, или должностные лица управляются женщинами? Результат получается один и тот же.


Ведь одна ласточка не делает весны и один [тёплый] день тоже; точно так же ни за один день, ни за краткое время не делаются блаженными и счастливыми.


Государство создается не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо.


Сложилось мнение, будто действительные причины счастья заключаются во внешних благах; но это все равно как если бы причину блестящей и прекрасной игры на кифаре стали усматривать скорее в самом инструменте, а не в искусстве играющего.


Более слабые всегда стремятся к равенству и справедливости, а сильные нисколько об этом не заботятся.


Из привычки сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков.


Те, которые чем-либо владеют и пользуются сообща, ссорятся друг с другом гораздо больше тех, которые имеют частную собственность.


Невозможно, чтобы высказывания были все ложными или все истинными потому, что если все высказывания ложны, то не говорит правду и тот, кто это утверждает, а если все истинны, то и утверждение, что все высказывания ложны, также не будет ложным.

Оцените статью
Афоризмов Нет
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Теперь напиши комментарий!x